Амангельды Джумагалиевич Омаров родился 30 апреля 1941 года в городе Балхаше Карагандинской области в семье железнодорожника. Отец Омаров Жумагали Омарович (1902 - 1975) являлся заслуженным строителем Казахской ССР, Почетным железнодорожником, кавалером орденов Ленина и Дружбы народов, был строителем Турксиба, начальником управления Туркестано-Сибирской железной дороги, главным инженером Казахской железной дороги, с 1969 по 1975 гг. директором Алматинского филиала Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта.
Омаров А.Д. учился в железнодорожных школах на тех станциях и городах, где приходилось по делам службы проживать родителям. После окончания средней школе № 2 им. Абая в г.Балхаше, в 1960 году он поступает в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», так как первые технические знания получил у своего отца, строителя Туркестано-Сибирской железной дороги.
В 1966 году после окончания вуза, получив квалификацию инженера путей сообщения-строителя, Амангельды Омаров работал бригадиром, старшим мастером Арысской дистанции пути Казахской железной дороги. Затем в течение пяти лет он трудился в Карагандинской дистанции пути: дорожным мастером, старшим дорожным мастером. В сентябре 1968 года подающего большие надежды специалиста и хорошего организатора Амангельды Омарова назначают главным инженером этой же дистанции.
В июле 1971 года А.Омарова назначили начальником Балхашской дистанции пути и в 1972 году его перевели на должность первого руководителя Карагандинской дистанции пути, где в течение пяти лет он обеспечивал содержание путевого хозяйства на важнейшем углепогрузочном и одновременно транзитном узле, состоящем из десятка решающих станций, в том числе Караганда-Сортировочная.
Как начальник дистанции А.Омаров был хорошим организатором и основным исполнителем всей работы. Своим упорством и силой, умением сплотить коллектив и противостоять стихии он был примером и вел за собой других. Его инженерное мышление, инициатива и творческий подход к работе в выполнении поставленных задач были оценены руководством вновь созданной Целинной железной дороги. В июле 1977 года Амангельды Джумагалиевича назначают сначала начальником отдела пути, затем заместителем начальника Карагандинского отделения по пути и строительству, главным инженером Карагандинского отделения. Это было время строительства вторых путей на направлении Жарык —Моинты, электрификации участка Караганда — Жарык —Моинты. А.Омаров умело решает вопросы с проектными и строительными организациями, вносит большой вклад в развитие отделения дороги. Одновременно он организует деятельность дистанций пути, путевых машинных станций по обеспечению содержания и ремонта пути на одном из самых напряженных участков основного хода Анар —Караганда —Моинты.
Также большую организаторскую работу проводил Амангельды Джумагалиевич Омаров на Алма-Атинской магистрали, куда его перевели в 1983 году заместителем начальника дороги. Управлением дороги была подготовлена и реализована обширная программа коренной модернизации магистрали. Были реконструированы и расширены практически все локомотивные депо, большое развитие получило путевое хозяйство на всех крупных узлах и станциях с модернизацией устройств СЦБ. Электрифицировано направление Моинты - Чу и начаты работы со стороны станции Ченгельды. Одним из организаторов этих работ на местах был и заместитель начальника дороги А.Омаров. Именно он принимал решения по многим вопросам развития технических средств, исходя не из готовых проектов, а опираясь на свои инженерные знания и опыт.
Учитывая имеющийся опыт работы зарубежных стран по укладке железнодорожного пути, А.Омаров проводит работы по модификации конструкций верхнего строения рельсов, возглавляя работу по укладке рельсов тяжелого типа на железобетонных шпалах, расширению полигона бесстыкового пути и реконструкции искусственных сооружений. Он является одним из организаторов проектирования и восстановления железнодорожной магистрали через переход Актогай - Дружба -Алашанькоу. Именно А.Д.Омаров, в течение 1988-1990 годов, находясь безвыездно на участке Актогай - Дружба и на приграничной станции, привлекая людей со всей дороги, проводил работы по восстановлению путевого хозяйства, разрушенных зданий и сооружений. Тысячи людей работали на участке. А.Д.Омаров занимался расставлением всех на станциях, на объектах, обеспечением материалами и оборудованием, оплачиванием выполненных работ, созданием им условий проживания и питания. Наряду с другими транспортными стройками эта магистраль вошла в летопись трудовых свершений Республики Казахстан как сбывшаяся мечта народов Казахстана и Китая. Магистраль была сдана в эксплуатацию в сложнейших технико-экономических условиях и за рекордно короткие сроки.
В 1991 году А.Д. Омаров был назначен начальником Алма-атинской дороги. В июле 1991 года открывается грузовое движение, а в июне 1992 года - пассажирское движение по маршруту Алматы - Урумчи между Казахстаном и Китаем. При участии А.Д.Омарова были открыты новые маршруты, служащие развитию контейнерных перевозок по направлению Казахстан - Китай - Япония - Южная Корея - Малайзия -Сингапур, что способствовало созданию новых международных транспортных коридоров и формированию регионального экономического сотрудничества на Азиатском континенте.
Во время работы А. Омарова начальником дороги большая часть Алма-Атинской магистрали была переведена на электрическую тягу, электрифицированы важнейшие направления: Шу - Арысь, Шу - Отар - Алма-Ата. 4 января 1995 года состоялась торжественная церемония открытия последнего электрифицированного участка Луговая - Шу, на которую прибыла правительственная комиссия во главе с президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым. Пуск этого участка завершил многолетнюю работу по созданию непрерывной Трансказахстанской электромагистрали от Пресногорьковской на севере до Сары-агача на юге. Особая заслуга А.Омарова в том, что он сумел организовать продолжение работ по электрификации в 90-е годы в условиях отсутствия централизованного финансирования, разрыва хозяйственных связей. Многие детали и конструкции были изготовлены на дороге, основные работы выполнили сами железнодорожники.
А.Д.Омаров многое сделал для организации работы Алма-Атинской, да и других дорог Казахстана, в начальный период суверенного развития и перехода к рыночным условиям. Совместно с Министерством транспорта и коммуникаций была сохранена система материально-технического снабжения, создан «Темирбанк», обеспечивший взаиморасчеты между дорогами, система экспедирования международных перевозок грузов, не был допущен безудержный рост тарифов и, тем самым, поддержаны промышленность и сельское хозяйство Казахстана.
Решая большие производственные задачи, начальник Алма-Атинской железной дороги не оставляет без внимания и социальную сферу. В этот период были построены сотни тысяч квадратных метров жилой площади, ряд школ, детских садов и яслей. Построена водопроводная сеть для обеспечения питьевой водой огромного участка Агадырь - Жарык - Балхаш - Саяк - Актогай, а также на станции Ченгельды.
Как железнодорожник с большой практикой и ученый А.Омаров обобщает исследования отечественных и зарубежных представителей науки, рассматривает новые подходы к устройству и проектированию рельсовой колеи, автоматизации и технологии производства путевых работ, теоретически обосновывает вопросы долговечности железнодорожных рельсов, обеспечения надежности их работы, прогнозирования расстройств рельсовой колеи на стрелочных переводах, методики оптимизации параметров бесстыкового пути.
Вопросы развития сети железных дорог и их инфраструктуры, увеличения скорости движения поездов, повышения качества транспортных услуг, обеспечения сохранности грузов, улучшения социально-бытовых условий транспортников, а также многие другие изложены в научных трудах А.Омарова, например как «Электрификация железных дорог в Казахстане» (1995), «Проектирование железных дорог в пустынях с подвижными песками» (1999), «Земляное полотно железных дорог в Казахстане» (2000) и т.д. Им опубликовано более двухсот научных статей, двадцати монографий, получено шесть авторских свидетельств.
С образованием в 1997 году Республиканского государственного предприятия «Қазахстан темір жолы» (РГП «ҚТЖ») А.Омаров был назначен первым заместителем Генерального директора. Затем в июле 1997 года был назначен ректором Казахской академии транспорта и коммуникаций (КазАТК), созданного на базе Алма-атинского института инженеров железнодорожного транспорта и Алма-атинского автомобильно-дорожного института. Он стал первым президентом КазАТК.
Сам А.Д. Омаров в 1989 году защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, а в 1999 году А.Омаров - диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук.
В 2000 года А.Омаров утверждается председателем диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по двум специальностям: «Железнодорожный путь, изыскания и проектирование дорог» и «Проектирование и строительство автомобильных дорог, аэродромов, мостов и тоннелей.
Под руководством А.Д.Омарова разработаны государственные стандарты образования по всем специальностям транспорта, типовые программы и учебные планы. Он является инициатором создания журналов «Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций» (2000) и «Промышленный транспорт Казахстана» (2004).
Инженерная, научная, педагогическая и общественная деятельность А.Д.Омарова получила высокую оценку. За значительный вклад в развитие транспортно-коммуникационного комплекса страны, расширение международных связей в области железнодорожного транспорта ему присвоено звание Заслуженного работника транспорта Республики Казахстан, отмечен медалью «За доблестный труд», Знаком «Почетному железнодорожнику», он избран действительным членом Международной академии информации, является академиком Международной академии транспорта, а также удостоен знака «Почетный работник образования Республики Казахстан».
А. Д.Омаровым в 2000 году организован Казахский университет путей сообщения, который он возглавляет сам с 2003 года. Университет готовит специалистов технического и экономического направления для транспортных и коммуникационных предприятий и других отраслей экономики Казахстана по 11 специальностям колледжа, 16 специальностям бакалавриата, 9 специальностям магистратуры и 4 специальностям докторантуры PhD.
Он - хороший семьянин, любящий отец и дедушка. Супруга Амангельды Джумагалиевича Карима Абилкасовна - по профессии бухгалтер-экономист. Дочери Ботагоз и Гульмира кандидаты экономических наук, доктора философии PhD .
Амангельды Джумагалиевич Омаров, инженер и ученый, организатор науки и специалист, обладающий как теоретическими, так и практическими знаниями в области железнодорожного дела, известен не только в Казахстане, но и за рубежом.